Главная страница

Жуковский р-н, Вщиж город (1)
Жуковский район. Село Вщиж. Древнерусский город Вщиж. 

В археологический комплекс Вщиж входят памятники преимущественно древнерусского времени, представляющие собой остатки летописного города, впервые упомянутого под 1142 годом, но существовавшего как укрепленный населенный пункт уже с IX века. Вщиж (в летописи Въсчижь, Усчиж, Въщижь), находящийся примерно в 50 километрах от Брянска, главный город Вщижского княжества. Предполагается, что уже в третьей четверти XI века Вщиж стал удельным городом: выдающийся отечественный историк Василий Никитич Татищев, использовавший неизвестный нам источник, называет внука Ярослава Мудрого – Бориса Святославича Вщижским (сын Святослава Ярославича Черниговского, погибшего в усобице 1078 года). Известные источники, к сожалению, не подтверждают этого. Первое сохранившееся летописное свидетельство о событиях, связанных с Вщижем, относится к 1142 году. Всеволод Ольгович, ставший незадолго до этого киевским князем, рассадил воинственных родственников по далеким уделам так, что Вщиж, достался Владимиру Давыдовичу. Он там княжил до своей смерти в 1151 году, а после него княжил его сын — Святослав Владимирович (1157-67 год). Когда черниговский князь Изяслав Давидович в 1157 году был приглашен киевлянами на правление, его племяннику Святославу Владимировичу показался слишком мал его удел, и вщижский князь захватил города по Десне. Однако правление Изяслава в Киеве было недолгим, в 1159 году противники великого князя изгнали его из города, пригласив на княжение Ростислава Мстиславича из Смоленска. Однако Изяслав Давидович, по словам историка В.Н.Татищева, «не терпя быть в покое, по малой вражде о владениях со Святославом Ольговичем умыслил на него воевать».

В 1159 году бывший киевский князь, Изяслав Давидович, после разорительного похода, пришел к своему племяннику во Вщиж. Видя, что своими действиями он настроил против себя многих князей, Изяслав Давидович вместе со Святославом Владимировичем Вщижским стал искать поддержки у самого влиятельного на то время Андрея Юрьевича Боголюбского. Князья стали сватать его дочь за Святослава. Андрей согласился и послал во Вщиж на помощь будущим родственникам своего сына с дружиной. Однако даже брак Святослава с дочерью Андрея Боголюбского не остановил Святослава Ольговича и его союзников, которые в 1160 году осадили Вщижскую крепость. Вщиж выдержал пятинедельную осаду войска восьми князей под предводительством Святослава Ольговича Черниговского.

Изяслав Давидович к тому времени отправился к Андрею Боголюбскому, а Святослав Владимирович в тайне от него вынужден был признать зависимость Вщижского княжества от Святослава Ольговича как старейшего князя в Северской земле. В 1164 году после смерти Святослава Ольговича старшим в роду стал вщижский князь Святослав Владимирович, но он не стремился в Чернигов и до конца жизни (умер он в 1167 году) оставался князем во Вщиже. После его смерти Вщижское княжество было разделено между его родственниками, братьями Святославом и Ярославом Всеволодовичами. Разделением владений оказался недоволен Олег Святославич (князь новгород-северский). Более поздних упоминаний о Вщиже нет. Всего 25 лет жизни города отражены в летописи. Данные археологии придают этим сведениям материальную достоверность. Последующее политическое развитие княжества остается неизвестным, возможно, Вщиж вообще перестает быть стольным городом. В XIII веке Вщиж погибает под ударом монголо-татар, которые сожгли его в 1238 году. И с середины XIII века территория бывшего Вщижского княжества входит в Брянское княжество. Возникновение городка-крепости Вщиж, формирование и развитие на протяжении почти трех веков можно описать в основном по данным археологических раскопок.

Вщиж стал в Брянском крае своеобразным градом Китежем (воспетый в преданиях и опере Н.А.Римского-Корсакова как православный город, укрытый Пресвятой Богородицей от татар под толщей вод). Только укрыт он был не водами, а землей. В 1680 году название этого города появилось в документах Русского государства: в этом году цари Иоанн и Петр Алексеевичи и Царевна Софья дали жалованную грамоту некоему боярину Ивану Зиновьеву на владение Вщижем. У историка Николая Михайловича Карамзина есть такая запись: «Сей древний город есть ныне село Вщиж, в Орловской губернии, на берегу Десны, в 40 верстах от Брянска, в 90 верстах от Стародуба, и принадлежит Михаилу Николаевичу Зиновьеву, который по своей благосклонности писал ко мне следующее: "В здешней стороне есть предание, что село Вщиж, пожалованное Государями Иоанном и Петром Алексеевичами и Царевною Софьею моему предку, было городом особенного Удельного Княжения. Еще доныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты, весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем эти кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе, и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь». Из наполненного кирпичами Благовещенского кургана крестьяне выкапывали крестики и иконы, а на курганах стояли древние гранитные кресты.

Вщиж стал одним из первых памятников археологии Брянщины, подвергшихся научному изучению. В 1840-х годах владелица Вщижа В.М.Зиновьева-Фомина произвела первые раскопки древнего города. Были найдены остатки кирпичной церкви, на стенах которой сохранились фрески. Повсюду присутствовали следы пожара, уголь и оплавленный металл. У дверей здания обнаружили множество человеческих скелетов, что подтвердило предположение о гибели города во время татаро-монгольского нашествия. У церковного алтаря был найден склеп и в нем громадный человеческий скелет – возможно, останки вщижского князя Святослава Владимировича. Вщижские находки поступили в Государственный Исторический Музей в Москве. Особенный интерес представляют найденные на развалинах храма два бронзовых подсвечника западноевропейской работы, западный же бронзовый рукомой (сосуд для торжественного омовения рук перед богослужением) в форме птицы с человеческой головой и чудесной работы бронзовые литые решетки, часть осветительного устройства – хороса. Сохранилась и храмовая лампада. Западноевропейские предметы во Вщиже свидетельствуют о широких торговых и династических связях Вщижского княжества с Европой, о по-настоящему европейской цивилизации Древней Руси, разрушенной татаро-монгольскими ордами. Еще в XIX веке археологи довольно точно представляли себе, как выглядел вщижский храм. Он был одноглавый, высокий, окруженный наружной галереей, под которой проходили собрания горожан. Видимо, здесь решили биться с татарами, здесь же приняли и последний бой. И храм, словно воин, тоже погиб в этой битве...

Детальные исследования Вщижа были проведены в 1940-х годах академиком Б.А.Рыбаковым. Проводившиеся в последние годы работы брянских археологов Е.А.Шинакова и В.Н.Гурьянова дополнили и расширили представления о древнем Вщиже. Археологи обнаружили при раскопках следы многочисленных сооружений и тысячи разнообразных находок – оружия, предметов быта, украшений. Вщиж был значительным для своего времени поселением. В центре города находился кремль-детинец, срубленный из дубовых бревен. Самая высокая башня располагалась в центре детинца, на расстоянии «перестрела» от каждой стены, чтобы можно было разить врагов, прорвавшихся на городские укрепления. На стенах Вщижа стояли большие арбалеты – механические луки, стрелявшие железными коваными стрелами. Внутри детинца возвышался двухэтажный княжеский дом, крытый медью и отапливавшийся тремя печами. Пищу в доме варили в больших медных котлах, чтобы хватило на всю дружину и домочадцев. Из княжеских вещей археологи нашли железную личину от шлема, защищавшую лицо воина в бою; золотой перстень (знак свободного человека и хозяина), изящную пряжку с золотым изображением оленя.

В детинце вокруг княжеского дома находились дома дружинников, на площади были коновязи для боевых коней. Вокруг детинца располагался посад, где жили купцы и ремесленники – гончары, кузнецы, литейщики, шорники и другие мастера. Каждый князь был рад иметь таких людей в своем городе, ведь от их труда зависел достаток княжества. В пользу князя ремесленник выполнял определенный «урок» (заказ), за который князь мог и наградить, а в остальное время мастер работал на себя. Средневековый ремесленник – гордый, знающий себе цену человек, часто очень богатый (в Боголюбове после убийства князя Андрея Боголюбского чернь первым делом бросилась грабить княжеских мастеров). Даже монголы, захватив в плен таких людей, ценили и берегли их.

Во Вщиже было достаточно грамотных и благочестивых людей – и не только среди духовенства и дружинников. Так, на отлитой местным мастером удивительно красивой бронзовой арке можно прочесть: «Господи, помоги рабу своему Константину». А на клыке кабана, который носили на шее как амулет-оберег, читаем: «Господи, помоги рабу твоему Фоме»... Среди находок археологов в разоренном городе – металлическое писало – острая палочка, которой писали на бересте и воске. Также заслуживает внимания так называемый «вщижский горн», датируемый моментом взятия города весной 1238 года. Горн, расположенный поблизости от крепостной стены, был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил к концу, но еще не был завершен.

Неподалеку от города еще недавно располагался курганный некрополь, воспетый великим русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. Ныне сохранился лишь один курган, у которого установлен памятный знак, остальные варварски уничтожены в советский период. Вблизи Вщижского детинца расположено городище Благовещенская гора, исследованное Б.А.Рыбаковым. На нем в раннем железном веке располагалось славяно-балтское святилище (юхновская археологическая культура), вероятно связанное с культом богини Лады. В христианское время (XI–XIII века) здесь находилось кладбище, затем – православная часовня, ныне установлен памятный знак в форме креста. Кроме того, в окрестностях Вщижа известны поселения и могильники эпохи бронзы (исследования В.В.Кропоткина, Ю.В.Кухаренко, И.И.Артеменко), неолитические стоянки, найден Ф.М.Заверняевым у подножия городища и раннепалеолитический кремневый нуклеус. Ныне Вщижский археологический комплекс включен в разработанный Брянским краеведческим музеем туристический автобусный маршрут и должен влиться в состав большого историко-археологического ландшафтного заповедника.

Источник информации:
1. Соловьев Ю.Л., Брянцев М.В., Блохин В.Ф, Клюкин Г.В. История Брянского края: С древнейших времен до конца XVII века.
Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений.
2. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с.
3. http://www.scilib.debryansk.ru – Брянская областная библиотека имени Ф.И.Тютчева. Проект «Исторические и памятные места Брянской области»
4. http://ru.wikipedia.org – «Википедия» - универсальная энциклопедия. Вщиж

» Пять Вщижских храмов «

Hosted by uCoz