Главная страница

Трубчевск, Преображения (1)
Трубчевский район. Город Трубчевск. Церковь Преображения. 

На посадской стороне у острожного вала, откуда «пошел город», находится Преображенская церковь. В Трубчевске ее называют «костелом». Если верить местной легенде о том, что якобы прежде существовала выложенная в кирпиче дата постройки – 1640, то можно допустить вероятность строительства костела поляками, мечтавшими навечно утвердить за собой захваченный город. Для его фундаментов использовали надгробные камни русского кладбища. Но поляки не успели до своего изгнания в 1643 году достроить костел руками трубчевских мастеров. «Чаяниями монахини Марфы», выполнявшей указ царя Алексея Михайловича, разрешивший возобновление Спасо–Преображенского монастыря, сожженного поляками в 1611 году, начатый костел был достроен в виде русского пятиглавого храма с алтарной апсидой. В 1662 году церковь была вновь сожжена. Натурными исследованиями Н.Датиевой установлено, что постройка существующего ныне здания каменной церкви датируется 1693 годом, т.е. уже после упразднения в 1690 году женского монастыря. По боковым стенам куба церкви свободно разместились окна, стены декорированы исконно русскими архитектурными элементами: пучками полуколонок по углам, фризом с декоративными закомарами–кокошниками, церковь получила пятиглавое завершение (не сохранилось) и таким образом приобрела вполне русский вид. Она стала памятником освобождения города от иноземного ига. Во всем видно искусство местных мастеров. Оно проявилось в той скульптурной живописи и свободной лепке архитектурных форм, которая так покоряет нас в памятниках древнерусского зодчества. Таким образом, считать памятник костелом XVII века нет никаких оснований. В 1760 году возле церкви была построена колокольня, а в первой половине XIX века трапезная соединила ее с церковью. Колокольня трехъярусная (сохранились нижние два четверика), ее декоративный наряд – характерный пример русского барокко. Низкий и широкий корпус трапезной получил внешнюю отделку в стиле провинциального классицизма. Три архитектурных стиля – московское барокко второй половины XVII века, русское барокко XVIII века и поздний классицизм XIX века – отразились в облике этого памятника.

Спасо-Преображенский девичий монастырь. В южной части города Трубчевска, недалеко от входа в городской парк, сохранилось интересное сооружение – Преображенская церковь. Она строилась «чаяниями монахини Марфы, пришедшей в город из неизвестных мест с сыном Иваном». В 1649 году церковь была уже отстроена и при ней пострижено 34 монахини. Это была самая красивая церковь в городе, увенчанная пятью главами. Внутреннее убранство церкви было богатым и весьма редким для тех времен. В иконостасе насчитывалось до сорока икон московского и киевского письма, «писанных на краске, а венец на золоте». Игуменья Марфа отправила своего сына Ивана Иванова в Москву, где он был посвящен в монастырского священника. Иоанн с царского позволения построил в монастыре другую «брусяную» церковь во имя Смоленской Божьей Матери–Одигитрии. По внутреннему убранству церковь не уступала Преображенской. Богатая церковная утварь включала в себя вклады царя Алексея Михайловича, стольника и воеводы Никифора Никитича Нащокина и «гостя»–купца Исакова. Иоанн построил вокруг монастыря «брусяную» ограду со святыми воротами. Величайшей заслугой его было и то, что монастырь обладал такой библиотекой, которой не было по тем временам ни в одном монастыре в пределах Брянского края. В 1668 году была составлена опись монастырской библиотеки, в которой значилось 42 книги, в том числе рукописные и печатные: острогской, московской и киевской печати. Позднее священник Иоанн приобрел мельницу для монастыря выше села Усох и устроил плотину. Спасо–Преображенский монастырь существовал всего сорок пять лет и за эти недолгие годы неоднократно подвергался разорению. В 1649 году Чолнский игумен Иона выгнал игуменью Марфу вместе с сестрами из их обители, решив перенести сюда свой монастырь. Игуменья жаловалась царю Алексею Михайловичу. Через воеводу Нащокина царь «приказал игумену Ионе, чтобы он таких самовольств не чинил». В 1662 году Преображенский монастырь, находившийся вне крепости, был разорен поляками и крымскими татарами. Старанием священника Иоанна монастырь был вновь восстановлен. Закрытие монастыря произошло в 1690 году, когда священник Иван Иванов был переведен в Московский Архангельский собор на должность ключаря. Монахинь перевели в Ильинский монастырь, основанный этим же священником в 1674 году в Жучиной слободе.

Источник информации:
1. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. – Брянск:
Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1999г. 442с.
2. Городков В.Н. Архитектура малых городов Брянского края. – Брянск: ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение», 2008.
3. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с.
4. http://www.scilib.debryansk.ru – Брянская областная библиотека имени Ф.И.Тютчева. Проект «Исторические и памятные места Брянской области»

» Фотоальбом | 1 | «

Hosted by uCoz