Главная страница

Брянский р-н, Теменичи (1)
Брянский район. Село Теменичи. Церковь Рождества Христова. 

О времени образования прихода никаких сведений не сохранилось. По переписным книгам 1654 года в приходе Теменичской Рождественской церкви числилось девять дворов. В 1734 году помещики села Теменичи (четверо Глотовых и пятеро Львовых) обратились с просьбой разрешить построить новую деревянную церковь, так как находившаяся в селе церковь "во имя Рождества Христова холодная, в которой... в зимнее время священнодействовать весьма не без трудности". Разрешение было получено, и рядом с Рождественской церковью была построена новая теплая церковь во имя Николая Чудотворца на средства помещика Александра Петровича Львова. В 1832 году на средства помещика Алексея Николаевича Львова в селе вместо двух деревянных церквей была построена новая каменная Рождественская церковь. Помещик Николай Васильевич Вепрейский, капитан артиллерии, женатый на двоюродной сестре А.И. Герцена (Герцен Александр Иванович, 1812 (Москва) – 1870 (Париж), русский писатель, публицист, философ, революционер) в 1853 году на свои средства отремонтировал и обновил каменный Рождественский храм в Теменичах и пристроил к нему высокую и стройную колокольню. Несмотря на то, что колокольня построена двадцатью годами позже церкви, стиль и объемное построение храма выглядят согласованными в пропорциях. Архитектурный образ его, гармоничный и уравновешенный, прекрасно сочетается с красивым пейзажем. Кроме того, Николай Васильевич подарил церкви несколько дорогих предметов церковного обихода. Благодаря усилиям Вепрейского Теменичский храм приобрел законченность и художественное своеобразие». В исторических хрониках упоминается священник Теменичского храма Иоанн Амфитеатров, который скончался 7 марта 1908 года от смертельного ранения, нанесенного вооруженными грабителями. Храм был закрыт (предположительно в годы коллективизации) и использовался в хозяйственных целях. В 1993 году была воссоздана православная община, силами которой храм был частично восстановлен, в нем регулярно совершаются Богослужения. Церковь поставлена на взгорье разбросанного по холмам села Теменичи. Она построена по своеобразному плану, напоминающему форму креста, но против обычного, боковые ветви креста образованы не приделами к боковым сторонам церковного зала, а расположением весьма вместительной трапезной в виде вытянутого прямоугольного помещения поперек продольной оси. Восточные углы трапезной закруглены и дают место для четырехколонных портиков боковых входов в церковь. Внешняя архитектура следует принципам позднего классицизма. Простота форм, ясность членений маловыступающими карнизами и тягами, цилиндрические верхние ярусы церкви и колокольни, покрытые сферическими куполами и завершенные крупными ажурными, тонкой кузнечной работы, крестами – все это придает постройке монументальность и запоминающуюся художественную выразительность. Разнообразие сводчатых перекрытий сообщает пространственное богатство интерьеру.

Еще недавно можно было увидеть фрагменты росписей клеевыми красками "под фреску", выполненные с определенным профессиональным мастерством. Росписи середины XIX века были незаурядным для Брянской области памятником монументального искусства классицизма – выполненные клеевыми красками в мягких охристых тонах. Во второй половине XIX века они поновлялись масляной краской. Оригинальная архитектурно–декоративная живопись играла важную роль в интерьере храма, придавая ему строгий, гармоничный характер. В куполе были написаны головки ангелов и Саваоф (один из эпитетов Бога), ниже – большая композиция "Вознесение"; между окнами барабана за рисованной балюстрадой были изображены пророки, как бы стоящие на галерее, которая объединяла их в одну сцену. В верхней части стен были написаны церковные атрибуты: выносные иконы, рипиды, кресты; под ними проходил живописный карниз, который "поддерживал" мощные колонны. Грани крестовых сводов нижнего яруса колокольни были выделены широкими полосами, между которыми был изображен пышный растительный орнамент. Подножия арок были украшены сложными орнаментальными композициями, состоящими из предметов утвари, музыкальных инструментов и различных символов на скрижалях. Из утвари храма сохранился иллюстрированный рукописный синодик, написанный местным священником. Сейчас он хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Христорождественская церковь является ценным памятником истории и культуры, неотъемлемым элементом родного ландшафта.

Источник информации:
1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с.
2. http://bryansk-eparhia.ru – Брянская Епархия Русской Православной Церкви
3. http://www.scilib.debryansk.ru – Брянская областная библиотека имени Ф.И.Тютчева. Проект «Исторические и памятные места Брянской области»

» Фотоальбом | 1 | «

Hosted by uCoz