Главная страница

Брянский р-н, Свень (1)
Брянский район. Поселок Свень. Свято-Успенский Свенский монастырь. 

Расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее реки Свень. Основан в 1288 году черниговским князем Романом Михайловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков XVI – XVII веков и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской. Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место.

Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте в честь нее монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой пришел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось – он прозрел. Образ сняли с дерева и произнесли соответствующие молитвы. Затем "нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..." Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В середине XVI века на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство.

В 1566 году артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако поставленное на откосе здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 году. Это был большой крестовокупольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже — теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. Находившийся на окраине Русского государства монастырь в XVI – XVII века не раз подвергался разорениям: в 1583 году его сожгли литовцы, в 1607 году разграбили отряды ЛжеДмитрия, в 1664 году опустошили крымские татары. Несмотря на это, к началу XVIII века монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 году грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 года). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в конце XVII – начале XVIII века. В 1677 году обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 года. Церковь Антония и Феодосия с трапезной.

В 1679-90 годах возведены северные ворота с надвратнои церковью Сретения (опись 1681 года называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 году по повелению Петра-I).

* * *

В конце XVII века сооружен новый, шатровый верх у колокольни.

В 1708 году сооружен небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр-I во время приездов в Брянск.

* * *

В 1712-15 годах Успенский собор был капитально отремантирован. Новый период каменного строительства в монастыре приходится на вторую треть XVIII века, в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 годов возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 годах на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм конца XVII века.

Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 году посетила монастырь и пожертвовала 6 тысяч рублей золотом на постройку нового, более обширного собора. Строительство, предпринятое по проекту известного архитектора И.Ф.Мичурина уже на другом, ровном месте, было осуществлено в 1749-58 году мастером И.Битнером.

* * *

В середине XVII века сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в XIX веке. Последующее строительство в монастыре приходится в основном на вторую половину XIX века, когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881 год постройки), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса.

Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 года, когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 года ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия. Замечательный памятник архитектуры Брянщины XVII – XVIII века, древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включает ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен. Начавшиеся реставрационные работы призваны восстановить находящиеся в руинах главные здания ансамбля – собор, трапезную с церковью Антония и Феодосия и колокольню. Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмигранными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте ансамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям — продольной и поперечной. Против северных ворот и одновременно на поперечной, общей с собором оси находилась церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой - древнейший из сохранявшихся до конца 1920-х годов памятников ансамбля. За ней, ближе к собору, возле его юго-восточного угла, располагалась шатровая колокольня - важная вертикаль в силуэте монастыря. Остальные невысокие здания (кельи, хозяйственные постройки и др.) размещались преимущественно в южной и северо-западной частях территории, между воротами, как бы образуя нейтральный фон для основных сооружений ансамбля.

Значение монастыря во многом определялось знаменитой Свенской ярмаркой, известной с первой половины XVII века. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 года – с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду, железные изделия. С Макарьевской ярмарки сюда поступали волжская рыба и сибирская пушнина. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Существовали кружевные, холщовые, крашенинные, москательные, серебряные торговые ряды. В "греческом" ряду лавки занимали приезжие греки, украинцы, литовцы, поляки, молдаване, сербы. У западных ворот торговали богослужебными книгами, напечатанными в Киеве. В XVIII века на ярмарке были скотопригонный и конный дворы, трактиры, харчевни, бани. Взвешивание товаров производилось, видимо, на монастырских весах. Привозимые на ярмарку спиртные напитки (водка и виноградные вина) хранились в обширных погребах, остатки которых имеются на территории монастыря. В XIX веке основным товаром на ярмарке были пенька, пряжа и конопляное масло. Здесь закупалось до трети всей пеньки, вывозимой из России за границу. С 1830-х годов сумма торговых сделок составляла около 2 миллионов рублей, в 1860-х годах - до 3 миллионов рублей. Ярмарка перестала функционировать в годы первой мировой войны.

Источник информации:
1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с.
2. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. – Брянск:
Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1999г. 442с.
3. Наместник Свято-Успенского Свенского монастыря архимандрит Никодим. Свято-Успенский Свенский монастырь. – Брянск:
Издательство Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, 2002г. 46с.
4. Соколов Я.Д. Брянск – город древний: Историко-краеведческие очерки. – Брянск: ЗАО «Издательство «Читай-город», 2006г. 640с.
5. http://www.svenmon.ru – сайт Свято-Успенского Свенского монастыря
6. http://bryansk-eparhia.ru – Брянская Епархия Русской Православной Церкви
7. http://www.scilib.debryansk.ru – Брянская областная библиотека имени Ф.И.Тютчева. Проект «Исторические и памятные места Брянской области»
8. http://www.icon-art.info – Сайт «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…» является некоммерческим частным проектом
9. «Царские истории Свенского монастыря» – документальный фильм, фототеатр «Контроль»

» Фотоальбом | 1 | «

Hosted by uCoz