Главная страница

Севск (1)
Севский район. Город Севск. 

Воскресенская и Ипатьевская летописи впервые упоминают "Севьско" в 1146 году, когда он входил в состав Чернигово-Северской земли. В 1185 году жители Севска участвовали в воспетом в "Слове о полку Игореве" походе северского князя против половцев (город был в это время в составе Трубчевского княжества). Позднее он последовательно находился под властью Вщижского, Северского, Черниговского и, наконец, Брянского княжеств. О разрушении города крымскими татарами в XIV веке упоминалось в утраченных ныне рукописях Чолнского Трубчевского монастыря, в которых Севск был назван крепостью. В 1356 году в числе других брянских и черниговских городов Севск был захвачен литовским князем Ольгердом. Часть земель, которая находилась в личном владении княжеской семьи и куда входил Севск, получила название Комарицкой (Комарницкой) волости. Под властью объединенного польско-литовского государства город находился около 150 лет. За это время сведения о нем в русских источниках не встречаются. Только после войны 1500-1503 годов Комарицкая волость и Севск вместе с северными землями отошли к Московскому княжеству.

В течение двух последующих веков Севск – пограничная крепость Московского государства. В царствование Ивана Грозного город был еще более укреплен, гарнизон усилен сторожевыми казаками, которые создали здесь отдельную Казачью слободу. В середине XVI века Севская крепость вошла в систему вновь созданных оборонительных "сторож" вдоль юго-восточных рубежей. Удобное местоположение способствовало созданию здесь сильной крепости, сыгравшей в истории России заметную роль. В Смутное время жители города выступили на стороне самозванцев. По некоторым данным при Лжедмитрии-I Севская крепость была поновлена. Лжедмитрий-II подарил город Юрию Мнишеку (под именем Комарск). По Деулинскому перемирию 1618 года Севск остался за Россией. Разрушенный и опустошенный город заселился вновь присланными служилыми людьми. В 1625 году его население достигло почти 500 человек (200 стрельцов, 11 конных и 14 пеших казаков, 25 пушкарей, 11 воротников, затинщики, кузнецы, плотники и 112 "людей без бою"). По княжескому указу 1630 года гарнизон был увеличен на 225 постоянно живущих так называемых "даточных людей" из близлежащих мест, а в 1632 году число жителей города возросло еще на 100 человек из "отдаточных" городов, уступленных Польше по Поляновскому миру. В это же время здесь скапливается большое количество беглых из центральных областей России и из земель, подпавших под власть Польши. Свою слободу создали в Севске запорожские казаки. В 1636 году в 1,5 верстах от северо-восточной окраины города был основан Спасо-Преображенский монастырь, долгое время выполнявший роль сторожевого пункта. Он расположился в равнинной местности, на левом берегу реки Сев, на Московском тракте. Первоначально все постройки монастыря (собор, кельи, ограда) были деревянными.

В 1630-е годы были обновлены стены и башни крепости. И в дальнейшем, из-за непрекращающихся нападений с запада и юга (в 1634 году Севск пытались взять поляки, в 1646 и 1662 году его разграбили крымские татары) крепостные "сооружения приходилось часто восстанавливать. Около середины XVII века на месте, называемом "татарским побоищем", был основан Троицкий женский монастырь. В 1654 году после присоединения Украины к России было введено деление территории на полки или разряды, среди которых одним из крупнейших считался Севский полк. В 1667 году после Андрусовского перемирия и почти повсеместного роспуска ратных людей Севску в ожидании войны с Турцией было приказано "жить сторожливо". На севере, за рекой Марица складываются слободы Пушкарная, Стрелецкая и Бобыльская (или Кобыльская), позднее объединившаяся со Стрелецкой. По переписным книгам 1677 года, кроме пушкарей (54 двора) в Пушкарной слободе жили дворяне и дети боярские, стрельцы и воротники (40 дворов). Церковь Воздвижения и расположенная к западу от нее в Бобыльской слободе церковь Михаила Архангела (впервые упоминаются в 1628 и 1639 годах) определяли силуэт Замарицкой части города.

В 1681 году после окончания войны с Турцией часть стрелецких войск была оставлена в Севске. А после московского стрелецкого бунта 1683 года в город и его окрестности были высланы еще стрельцы с семьями, что в целом составило 4500 человек. Они поселились в Замарицкой части города, в Стрелецкой Кобыльской слободе, которая с этого времени стала называться Сухарева Стрелецкая слобода. В 1686 году в Севске был создан монетный двор, что свидетельствует о значении города в жизни государства. Здесь чеканили русские монеты, которые называли "чехами"; их использовали для торговых операций с западными государствами и для платы жалованья служилым людям. На севских "чехах" обозначено место чеканки – город Севск, а также титулы и имена двух юных правителей – Ивана и Петра Алексеевичей. Расположенный на оживленном торговом пути, Севск был известен как крупный торговый центр не только на Руси, но и в Польше и Гетманщине (Малороссии). Покорение Азова в 1696 году далеко отодвинуло от Севска южные рубежи Московского государства. Но оставалась опасность нападения с запада, и город продолжали укреплять. Более половины его населения по-прежнему составляли служилые люди. В 1697 году Петр-I посылает для ремонтных работ в Севской крепости "бранденбургского инженера". Видимо, в связи с этим в 1697-1698 годах было составлено подробное описание севских укреплений, которые состояли из Городка (также Малый, или Первый город), "Большого города" (он же Второй город) и Оболонья (посада).

Городок располагался на северной возвышенной оконечности мыса и был отделен от материковой части широким рвом. Укрепления Малого города поднимались над реками Сев и Марица на высоту 16-20 метров и представляли собой деревянные стены с башнями, поставленные на земляном валу с бастионами по углам. Вал с юга и запада был укреплен "тарасами" или "иструбами" (засыпанными внутри землей срубами), рвы замощены "дубовым бревеньем". Все башни Городка (Пречистенская, Наугольная, Марицкая и две Глухие) были "рублены в замок" из дубовых бревен и соединены между собой двойными стенами, достигающими по периметру более 700 метров. Внутреннее пространство крепости было небольшим. Здесь располагались склады пищевых и оружейных припасов, колодец с двумя чанами для хранения воды, и стояла также деревянная Знаменская церковь (известна с 1634 года). В Городке, который по имени церкви называли также Знаменской горой, жилых домов не было. Высокие крепостные башни господствовали в окружающем ландшафте и над жилой застройкой, раскинувшейся в основном к северу и к югу от Малого городка. Главная Пречистенская башня – восьмиугольная, трехъярусная, крытая тесовым шатром, с караульным чердаком – поднималась на высоту 40 метров. В северной стене крепости находились ворота, выводившие на Марицкие болота, через которые была проложена дорога на Московский тракт.

"Большой город" (территория первоначального посада) был связан с Городком крытым мостом "на режах", начинавшимся от Пречистенской проездной башни. Укрепления, называемые в описи "острогом", состояли из "тарас" или одернованного вала, на которых был установлен остроконечный бревенчатый частокол с башнями. Одна из проездных башен – Стрелецкая, связанная с Пречистенской башней Киевской улицы, – выводила на Путивльскую или Киевскую дорогу, другая – к Ямской слободе. Весь "Большой город" по форме был близок к овалу, вытянутому с запада на восток, и имел в окружности более трех километров. Киевская улица делила этот Второй город на две части. К востоку от нее, в сторону реки Сев располагались близкие к регулярным кварталы Казачьей слободы с церковью Воскресения (изестна с 1634 года), с западной стороны находился издавна известный здесь торг (Гостиная гора) с большим количеством лавок и группой церквей: Пятницкая, 1619 год; в конце XVII века рядом с ней была поставлена деревянная Знаменская церковь; Успенская соборная (впервые упоминается в 1646 году в переписной книге, составленной князем Мещерским). Обновленная в 1683 году церковь Успения имела пятистенный алтарь, галерею, остекленные окна в оловянной оправе и тесовую кровлю. В соборной церкви хранились два полковых знамени, одно из которых (1692) в настоящее время находится в Государственном Историческом музее. На Гостиной горе размещались также караульная изба, воеводский двор, дома духовенства и приказных людей. За торгом, около Никольской церкви (1619), находилась Наугородняя Стрелецкая слобода. Располагавшийся около Стрелецкой башни Троицкий монастырь был обнесен ольховым частоколом. В XVII веке границы города намного раздвинулись. На юге за острожной стеной "Большого города" возникла самая значительная часть Севска, так называемый Третий город или Оболонье (посад). В основе его находилась Новоселебная слобода, к которой вскоре примкнули слободы Солдатская (с запада), Казачья (с юга) и Ямская (с востока). Слободы расположились по обе стороны Киевского тракта и в 1688 году здесь появляется свой "собственный" композиционный акцент – Казанская церковь, поставленная в геометрическом центре Оболонья, на пересечении основных слободских улиц, недалеко от реки, которая крутой излучиной вдавалась в посадскую территорию. Обнесенный рвами и валами Третий город образовывал в плане треугольник с ломаными линиями сторон, усеченная вершина которого находилась у речки Марицы, где Оболонье и "Большой город" соединялись острогом.

В 1698-1700 годах по чертежам крупнейшего московского зодчего Осипа Старцева было построено первое каменное здание Севска – "церковь Знамения, что на казенном малом городке", – в духе "нарышкинского" барокко по типу восьмерик на четверике. За третьей линией укреплений, у главных проездных ворот Оболонья в 1701 году была сооружена деревянная церковь Петра и Павла. Вокруг нее разместились 200 дворов впервые упоминаемой в связи со строительством церкви Новоселебной солдатской слободы. В начале XVIII века южнее города на берегу речки Сосница возникла еще одна слобода, где жили "служилые" люди, обучавшиеся новому военному искусству, – рейтары и драгуны (ныне деревня Рейтаровка). В 1708 году во время Северной войны еще раз проводятся серьезные работы по укреплению старых валов и стен Городка и "Большого города". Земляной вал последнего был повышен и укреплен бастионами, старые башни при этом сохранили. Инженерными работами ведал иностранный инженер Вилим Фробоз, а "по наряду" работал Василий Корчмин. На строительстве было занято 2471 человек и 980 подвод, собранных со всей Комарицкой волости. В память о победе в Северной войне на одной из стен каменной Знаменской церкви была выполнена огромная фреска, изображающая Полтавскую битву (существовала до начала XIX века). По данным переписи 1711 года, население Севска насчитывало 8336 человек, дворов было 2007. Кроме военной службы жители занимались земледелием, скотоводством, торговлей, ремеслами и ямским промыслом. В городе, расположенном на старинном тракте, издавна существовал "ям" (слобода, крестьяне которой поставляли своих лошадей для "почтовой гоньбы"). По переписи 1711 года, в Ямской слободе Оболонья проживало более 1500 человек. В новой слободе того же названия, возникшей в начале XVIII века близ северной окраины города, вдоль дороги на Стародуб, в 1707 году числилось 30 дворов ямщиков, а в 1722 году – уже 200 (ныне село Новоямское). В Сухаревой Стрелецкой слободе в 1711 году насчитывалось 1510 жителей и 464 двора.

В переписи отмечено хорошее состояние крепостных сооружений, церквей, общественных и жилых зданий города, подчеркнуто значение торга. Повышенная относительно остального посада, территория торга (Гостиная гора) была выявлена в панораме Севска группой церквей: соборной Успенской, Пятницкой, Знаменской и Никольской, которые служили своеобразным обрамлением торговой площади, производившей на современников большое впечатление. Один из них, священник Иоанн Лукьянов в своих воспоминаниях писал: "Град Севск стоит на реке Севе, град деревянный; другой острог дубовый, третий земляной; град хороший Севск вельми; ряд и торги хороши, а люди в нем живут все служилые, мало посадских, и московские есть стрельцы...". В 1713 году территория Спасо-Преображенского монастыря была обнесена каменной оградой с башнями, начато возведение каменного собора Спаса Преображения с теплым приделом Ильи Пророка (освящен в 1717 году) и келейного корпуса. Несмотря на некоторую удаленность от города, монастырский ансамбль играл существенную роль в общей пространственной композиции, зрительно объединяясь с каменным храмом "Знамения, что на Городке". Большой пожар 1718 года уничтожил почти весь "Большой город", его стены и башни, все казенные здания, многие "лавки в рядах и харчевни", жилые дома "без остатку" и две церкви – Пятницкую и Знаменскую. С этого времени крепостные сооружения постепенно приходят в запустение. Пятницкая церковь была возобновлена в 1720 году, а Знаменская – в 1724 году. В 1727 году Севская провинция переходит в подчинение Белгородской губ. В 1729 году утверждается герб города – "один сноп золотой ржаной на зеленом месте; поле синее", – который отныне помещается на полковых знаменах.

В 1779 году в связи с реорганизацией административного устройства России Севск становится уездным городом. За полстолетия город изменился незначительно. Из каменных сооружений известны соборная церковь Успения, построенная в 1749 году, церковь Вознесения, сооруженная в стиле барокко, в 1765 году вместо Воскресенской церкви в Казачьей слободе "Большого города", и соборный храм Троицкого монастыря, возведенный в 1760-1761 годах в духе украинского барокко. Между 1782 и 1790 годами построена нынешняя колокольня Троицкого собора. В 1774 году деревянная Знаменская церковь была продана вместе с колокольней в село Столбище Дмитровского уезда, а на месте Пятницкой церкви заложили новую каменную Скорбященскую. По преданию, она не была доведена до конца, а кирпич от разборки употреблен на строительство в 1801-1809 году нового Успенского собора. В начале XX века во время проведения дорожных работ была обнаружена закладная табличка с именами строителей Скорбященской церкви – Егора Иванова, Петра Васильева и Герасима Михеева. На месте находки поставлена Александровская часовня. Во второй половине XVIII века деревянная Петропавловская церковь на южной окраине города, в бывшей Новоселебной Солдатской слободе, была заменена каменной, сооруженной в стиле раннего классицизма. При подъезде к городу с Киевского тракта она была первой в ряду храмов, стоящих вдоль Киевской улицы. За ней, на почти равном расстоянии друг от друга возвышались: соборный храм Троицкого монастыря за валом "Большого города", оригинальная, выполненная в стиле позднего барокко Казанская церковь (середина XVIII века) в бывшей Солдатской слободе, и, наконец, церковный комплекс Гостиной горы. Не менее выразительно выглядел Севск при подъезде к нему с севера из Стародуба и особенно с северо-востока по Московской дороге. Здесь панорама города обогащалась замечательным ансамблем Спасо-Преображенского монастыря, основные постройки которого начало – середина XVIII века прекрасно гармонировали с барочными силуэтами каменных храмов центра города. Возвышавшийся над всей округой Малый городок с удивительной многоярусной Пречистенской башней (существовала еще в 1770-х годах) придавал городу особую силуэтную выразительность.

» Продолжение описания города Севска «

Hosted by uCoz