Главная страница

Севск, Воздвижения (1)
Севский район. Город Севск. Церковь Воздвижения. 

Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь открыт постановлением Епархиального совета Брянской Епархии от 18 мая 2000 года на территории Севского храма в честь Воздвижения Креста Господня, по имени которого и получил свое название. Церковь Воздвижения находится в Замарицкой части города на холме левого берега реки Марица в бывшей Пушкарной слободе и является доминантой этого района. Деревянный храм известен здесь с 1628 года, упомянут он также в описи 1646 года; в 1696 и 1729-31 годах сооружался заново с приделами великомученика Георгия и апостола Иуды. Между 1802 и 1808 годами вместо него построено нынешнее каменное здание (на первом плане оно показано деревянным, на втором уже каменным). Построен на собственные средства купца Петра Ивановича Нестерова. Приделов в нем было два: в честь Воздвижения Креста Господня и во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. Интересный памятник архитектуры Севска периода зрелого классицизма, с рядом деталей, свойственных более раннему этапу развития этого стиля. Кирпичное и оштукатуренное здание вытянуто по продольной оси. По типу принадлежит к бесстолпным однокупольным храмам с трехчастным построением. Прямоугольные в плане алтарь и трапезная с закругленными углами примыкают к повышенному кубическому объему центральной части, увенчанному широким барабаном с восемью окнами и сферическим куполом. Соединенная коротким переходом с трапезной стройная колокольня из трех четвериков с арочными проемами и коротким шпилем является вертикальной доминантой всей объемной композиции.

В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют четырехколонные портики тосканского ордера с высокими крутыми фронтонами, украшающие боковые стороны куба, и меньший портик с двумя парами колонн в центре восточной стены алтаря. Ярусы колокольни украшают парные полуколонны (нижний) или пилястры (верхние), упрощенные антаблементы и фронтоны. Ее арочные проемы обрамлены архивольтами на импостах с замковыми камнями. В интерьере господствует центральное помещение храма со срезанными углами и барабаном на парусах, завершенным куполом; алтарь перекрыт цилиндрическим. У нижнего яруса колокольни – вспарушенный свод, у перехода и внутристенной лестницы в северной стене – коробовый. Роспись масляными красками темно-красных, серовато-синих и разбеленных охристых тонов выполнена в конце XIX века в духе позднего академизма; поновлена в 1973 году. В куполе традиционно написана Новозаветная Троица, между окнами барабана – отдельные фигуры апостолов, под ними – евангельские сцены, на парусах – евангелисты, в алтаре – изображения святых в медальонах. Сборные иконостасы – главный трехъярусный и придельный одноярусный – выполнены в конце XIX – начале XX века в русском стиле, иконы XIX – XX века. В интерьере храма сохранилась деревянная скульптура «Христос в темнице» XIX век.

Главная святыня обители – Молченская чудотворная икона Божией Матери. Ее принесение из Путивльского женского монастыря, тогда Курской губернии, состоялось 7 мая 1612 года и послужило прочным основанием для только что начавшегося организовываться тогда в городе Севске женского монастыря во Имя Святой Троицы. После закрытия монастыря в 1920-х годах прошлого столетия, икона хранилась у одной из монахинь этого монастыря, а после ее смерти была передана в Кресто-Воздвиженский храм. О времени явления этой иконы сохранилось древнее предание. После одного из опустошающих набегов татарских орд, из Киевских пределов пришли в Путивльские края два инока и поселились в пещере на горе Чудной. Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, пред которым и совершали свои молитвы. После смерти иноков их предали погребению в устроенной ими пещере. Это место скоро забылось и очень долго оставалось никому не известным. Но в княжение Василия Дмитриевича (1389-1425), при Святителе Московском Киприане, Божией Матери было угодно прославить это пустынное место явлением Своего чудотворного образа. Осенью 1405 года, 18 сентября, один бортник ходил по лесу близ болота Молче и искал улей с пчелами. Когда он приблизился к тому месту, где скончались и были погребены иноки, его вдруг поразило необычайное сияние, исходившее от одной липы. Всмотревшись внимательнее, он увидел в ветвях дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на правой руке. В ужасе пал он пред иконою на землю и услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пресвятей Богородице». Помолившись пред иконою, он отправился в Путивль и возвестил гражданам города о случившемся, после чего духовенство, власти и множество народа отправились на место явления и, увидев икону, с радостными слезами покланились ей и пели молебные пения. Множество чудес было совершено в это время благодатию Божиею через эту Святую икону приходившим к ней с верою. Вскоре здесь была построена временная малая часовня, в которой и поставили чудотворную икону, сняв с дерева. Затем, когда пришло разрешение Великого князя и благословение Митрополита, соорудили на этом месте храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и общежительный монастырь, позднее названный Софрониевым в честь одного из настоятелей. В Смутное время (1605-1613 годы), после разорения Молченской обители, игумен Пафнутий с братией вынуждены были перейти в город Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского, куда они перенесли чудотворную Молченскую икону Божией Матери. Когда и этот монастырь пострадал от пожара, Святая икона была помещена в Путивльский Спасо-Духовский женский монастырь, а отсюда, по внушению Самой Царицы Небесной, была перенесена тремя инокинями в Севск… В настоящее время известны еще несколько списков Молченской иконы Пресвятой Богородицы: список 1740 года, который находится в Путивльском женском монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сумской, списки в селе Бусиново Московской области и в городе Ярославле.

* * *

Священномученик Варлаам родился в 1880 году в семье священника села Лобаново Радогощской волости Севского уезда Орловской. Священническое служение отец Варлаам нес в городе Севске Брянской области, в церкви Воздвижения Креста Господня. Осенью 1936 года священник был арестован. Родные безуспешно пытались узнать что-либо о дальнейшей судьбе отца Варлаама. Известен только день мученической кончины протоиерея Варлаама – 8 декабря 1937 года.

Источник информации:
1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с.
2. http://bryansk-eparhia.ru – Брянская Епархия Русской Православной Церкви
3. http://www.scilib.debryansk.ru – Брянская областная библиотека имени Ф.И.Тютчева. Проект «Исторические и памятные места Брянской области»
4. http://www.sevsk32.ru – История города Севска и Севской земли
5. http://pstgu.ru – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Священномученик Варлаам.

» Фотоальбом | 1 | «



Hosted by uCoz