Главная страница

Севск, Спасо-Преображенский (2)
Севский район. Город Севск. Спасо-Преображенский монастырь. 

Расположен на северо-восточной окраине города, среди низменной равнины на левом берегу реки Сев, на старой Московской дороге. Основан архимандритом одноименного новгород-северского монастыря Корнилием, который после Деулинского перемирия (1618 год) и передачи по договору указанного города Речи Посполитой перешел со своими монахами и всем имуществом сперва в Рыльск, а затем в Севск, где по благословению партиарха Филарета в 1636 году устроил новую обитель. До начала XVIII века все строения монастыря (церкви Преображения и Ильи Пророка, кельи и ограда) были деревянными. В 1713-17 годах при архимандрите Игнатии вместо прежних храмов сооружен каменный собор Спаса Преображения с теплым приделом Ильи Пророка. С образованием в 1764 году Севской епархии монастырь превращен в архиерейский дом – резиденцию архиепископа, которая при Кирилле Флоринском (1768-78 год) была значительно расширена и перестроена, превратившись в оригинальный ансамбль. В это время обновлен собор (1774 год), сооружены в камне остальные здания – ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорная. Упразднение Севской епархии (1788 год) и переезд архиереев в Орел (1820 год) привели монастырь в запустение. Кроме того, сильный пожар 1824 года значительно повредил все здания, возобновленные лишь частично в 1843 году иждивением Орловского епископа Смарагда. В середине XIX века обитель окончательно закрыли и даже продали на слом. К счастью, этого не произошло: ее приобрела игуменья Троицкого Севского монастыря, которая превратила монастырь в подворье своей обители. В связи с этим постройки обновили, а к кельям в 1886 году пристроили апсиду домовой церкви Всех Святых. После Октябрьской революции монастырь закрыли и здания его, использовавшиеся для самых различных нужд, постепенно ветшали и разрушались. К настоящему времени утрачены ряд деталей собора, часть стен монастырской ограды с юго-восточной башней, верхние ярусы колокольни; в юго-западной части ансамбля выстроена двухэтажная кирпичная школа. В 1980-х годах начаты реставрационные работы по собору (архитектор Л.С.Семенова) и стенам ограды с башнями (архитектор Е.Ю.Лапин). Но к настоящему времени (2010 год) реставрационные работы прекращены. Интереснейший архитектурный ансамбль Брянщины XVIII века, один из немногих в области сохранившихся монастырей, отличающийся исключительно цельным обликом и выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций архитектуры XVII века.

Сравнительно небольшой по размерам комплекс, в плане имеющий форму прямоугольника, обнесен по периметру невысокими стенами с башнями на углах. Эта ограда во многом определяет выразительный облик всего ансамбля. С севера к ней примыкает хозяйственный двор, а с востока - обширный сад (деревьев почти не осталось), окруженные прежде более низкой оградой. В центре западной стены, обращенной к городу, возвышалась колокольня с главным входом в нижнем ярусе, служившая высотной доминантой ансамбля. Его композиционным ядром является небольшой соборный храм, сильно сдвинутый с центра территории к юго-востоку. В противоположном, северо-западном углу находится маленькое здание просфорной, а в юго-западной части ему соответствует консисторский корпус, вытянутый вдоль южной стены. К северо-восточной башне примыкает самое крупное здание ансамбля - двухэтажные кельи, заменяющие участок восточной ограды и выходящие внешним фасадом с апсидой в сад. Кроме Святых ворот под колокольней на территорию монастыря вели еще два входа с севера и юга. Хозяйственный двор имел самостоятельный въезд с запада. Ограда монастыря – это замечательный пример монастырской ограды второй половины XVIII века, подражающей формам оборонительных стен русских монастырей предшествующего столетия, единственный сохранившийся в области. Стены возведены из кирпича на фундаментах из булыжника. Сравнительно низкие, завершенные зубцами, они образуют в плане прямоугольник с башнями на углах. Общая длина стен 477 метра (сохранилось 332), толщина 2 метра, высота 4-5 метров. Венчающие стену зубцы в форме "ласточкина хвоста" прорезаны бойницами. В толще северной стены устроено несколько узких ходов с небольшими оконцами. Возвышающиеся на углах башни имеют форму восьмигранников на цилиндрических основаниях и увенчаны стройными шатрами. Внутри башни двухъярусные; помещение цокольного этажа перекрыто сомкнутым сводом, восьмерик – шатром. Арочный вход в нижний этаж устроен изнутри монастыря, в верхний – со стен ограды.

Собор Спаса Преображения. Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 году, однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 года. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 году и освятили 13 января 1717 года. В 1774 году к собору с юга пристроили ризницу, а с запада – паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 году при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены. Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы "нарышкинского" стиля и барокко XVIII века с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь XVII века – бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной. Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями. В объемной композиции традиционно трехчастного здания с подклетом господствует высокий четверик в два света. С каждой из сторон он завершен четырьмя кокошниками, над которыми поставлены фронтоны, а в центре восьмигранный барабан с луковичной главкой (утрачены). Полукруглый алтарь и квадратная в плане трапезная с узкой папертью понижены и увенчаны на торцах фронтонами. Отдельный объем образует ризница на подклете, расположенная к югу от алтаря и соединенная с ним еще одним помещением. В декоре фасадов характерные "нарышкинские" формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми и разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками) соединены с архаичными деталями XVII века (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана и др.). Надстроенные части стен с триглифными фризами (алтарь и трапезная), профилированными карнизами и фронтонами выполнены в барочном стиле. Этот стиль особенно ярко проявился в архитектуре паперти, фасад которой с арочным порталом в центре и лестницей перед ним (не сохранился) украшают две пары пилястр с ложными окнами между ними, живописный фигурный щипец украинского типа (прежде с обильной лепниной) и колонны на постаментах, как бы стоящие в неглубоких лоджиях по бокам паперти (сохранилась лишь одна из них на северо-западном углу). Центральное помещение церкви, высокое и светлое, перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным в центре цилиндрическим внутри барабаном. Трапезная, соединенная с храмом двумя проемами (широким средним и узким северным), имеет полусомкнутый свод с распалубками, узкая паперть, так же как и ризница, - коробовый свод, апсида - конху. В храме сохранилась богатая штукатурная отделка в стиле барокко: откосы окон обработаны филенчатыми рамками с кругами, а сами проемы заключены в арочные обрамления с картушами над ними; основание свода отмечено тянутым карнизом, а грани его украшены двойными тягами, дополненными в углах и вокруг светового кольца картушами.

Колокольня. Редкий для Брянщины образец развитого барочного сооружения 1770-х годов подобного рода. От кирпичного трехъярусного здания сохранились лишь два нижних крупных четверика с широкими арочными проемами, ныне почти полностью утратившими прежнюю штукатурку и лепную отделку. Нижний четверик со срезанными углами и сквозным проездом по оси запад-восток, перекрытый цилиндрическим сводом, служил Святыми воротами. Над замком его широкой арки располагался лепной картуш, сохранившийся лишь фрагментарно. В толще южной стены была устроена лестница на второй ярус звона. Стройные арки последнего яруса, так же имели прежде лепной декор.

Корпус келий. Хороший образец жилой монастырской архитектуры середины XVIII века, выдержанной в строгих и лаконичных формах, во многом восходящих к предшествующему столетию. Двухэтажное прямоугольное в плане здание с вальмовой кровлей сильно вытянуто в длину и имеет в центре восточной стороны полукруглую апсиду. Стены кирпичные и оштукатуренные; перекрытия плоские, деревянные. В объемной композиции выделен по традиции большими размерами парадный, верхний этаж. Внешнее убранство корпуса состоит из довольно простого набора деталей XVII века. Фасады расчленены плоскими лопатками, поставленными на углах и против внутренних стен (в связи с перестройкой не совпадают). Лишь проемы обрамлены в духе барокко – плоской и грубой рамкой прямоугольного наличника с "ушами" и подоконной нишкой в первом этаже.

Духовная консистория. Небольшое административное здание в стиле скромного провинциального барокко. Двухэтажная прямоугольная в плане постройка с кирпичными стенами, плоскими деревянными перекрытиями и вальмовой кровлей. К узкому, вытянутому в длину объему примыкают поздние деревянные пристройки: одна перед входом на главном фасаде, другая на противоположной стороне, обращенной к стене ограды. Простой декор сосредоточен в основном на главном фасаде. Каждый из этажей здания с тремя помещениями воспроизводит простейший тип древнерусских палат: в середине расположена узкая прихожая типа сеней, а по ее сторонам – по комнате.

Просфорная. Небольшое монастырское хозяйственное здание в стиле барокко. Маленький одноэтажный и однокомнатный дом с глубоким подвалом, кирпичный и побеленный. Невысокий квадратный в плане объем завершен поздней двускатной кровлей. Декор фасадов довольно наряден: поясок в один кирпич отделяет высокий цоколь, углы обработаны лопатками, в завершении стен карниз из трех выступающих рядов кирпича. Особенно выразительны рамочные наличники прямоугольных окон с криволинейными сандриками свободного рисунка. Подвал, вход в который устроен снаружи, состоит из двух помещений. Меньшее из них, перед северным фасадом здания, перекрыто коробовым сводом, большее – сомкнутым. Основное помещение дома – с плоским деревянным перекрытием.

Источник информации:
1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с.
2. Городков В.Н., Архитектура малых городов Брянского края. – Брянск: ГУП «Брянское областное полиграфическое объединение», 2008. – 128 с., илл.

» Описание Спасо-Преображенского монастыря | 3 | «

Hosted by uCoz