Главная страница

Севск, Спасо-Преображенский (1)
Севский район. Город Севск. Спасо-Преображенский монастырь. 

Спасо–Преображенский монастырь, некогда представлявший собой самостоятельную и мощную крепость, охранял подступы к Севску с восточной равнины. Начало ему было положено монахами Новгород-Северского Преображенского монастыря. Новгород-Северский Преображенский монастырь, основанный северскими князьями Владимиром и Изяславом Давидовичами, в 1159 году был отдан великим князем Андреем Боголюбским в ведение Киево-Печерской обители. В 1603 году, при царе Борисе Годунове, в этой обители нашел временный приют беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий-I. Перед своим отъездом он оставил в келье архимандрита записку, в которой называл себя сыном Ивана Грозного и обещал духовную братию отблагодарить за приют в обители. И «отблагодарил»: на следующий год, когда Новгород-Северск отошел к Польше, архимандриту Карнелию с иноками пришлось, спасаясь, бежать в Рыльск, захватив с собой кое-что из уцелевшего монастырского имущества (образа, ризы, книги и колокола). Когда же и этот город отошел полякам, «помятуя великого государя, князя Михаила Федоровича», перешли на вечное жительство в город Севск. И там основали монастырь, назвав его в память Новгород-Северского, Преображенским. Произошло это важное событие в жизни города в 1618 году. Церковь в честь Преображения Господня, как и построенная чуть позже Ильинская, была деревянной. Строилась по одному образцу, принятому на Руси, стране леса, до середины XVII века: возводился деревянный «иструб» и к нему шатер, т.е. высокая деревянная крыша. Обе эти церкви упоминались существующими в перепесных книгах за 1646 и 1709 годы. С первых же дней основания обители, возле нее стала селиться слободка. И к 1646 году в ней насчитывалось уже 5 дворов. Крепло и монастырское хозяйство. В те годы обители принадлежали значительные вотчины в селе Лукинке, в слободах Демьяновке и Семеновке, в общей сложности насчитывающие 29 крестьянских дворов. В более поздние годы прибавились мельницы – Рождественская на реке Сев, возле деревни Княгино и в слободе Демьяновка. Конный и скотный дворы обзавелись лошадьми и коровами. В 1681 году на Поместном соборе царем Федором Алексеевичем было предложено организовать в Севске архиепископскую кафедру. К кафедре отнесли пять городов с уездами: Брянск, Севск, Путивль, Рыльск и Трубчевск. Такое решение подразумевало строительство в Спасском монастыре каменных церквей вместо ветхих деревянных. И в 1689 году, по челобитию иеромонаха Николая с братиею, указом Патриаршего указа велено было первой строить каменную церковь во имя Преображения Господня.

Но, не смотря на заготовку строительного материала, в чем немало помогли богомольцы, возведение храма началось гораздо позже, так же пришлось разбирать все деревянные церкви. Ильинскую перевезли в село Привич Комарицкой волости. И место этой бывшей деревянной церкви в монастыре было отмечено небольшим каменным обелиском с крестом. На камне, вделанном в стену новопостроенного соборного храма, была высечена надпись: «Сия церковь Божия лета 7221, а от Рождества Христова 1713, мая в городе Севску, с благословения преосвещеннейшего митрополита, начата во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при державе великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, самодержца всероссийского… Освящена того же монастыря архимандритом Игнатием 1717 году, месяца генваря, 13 дня». Был этот главный храм бесстолпным и кубовидным. На нем «глава побита белым железом, на оной главе крест железный окрашен красками». Согласно описанием тех лет, свод храма у основания украшался граненым карнизом, оконные проемы заключались в арочные обрамления. Глубокие откосы окон выделялись лепными рамками с крупными розетками. Такая нарядность украинского барокко объяснялась соседством Левобережной Украины. Двери собора расписали изображением святых апостолов. Резные, позолоченные царские ворота и иконостас, «гнутый, резной, злаченный и высеребряный», дополняли эту общую картину огромной художественной силы. С севера к собору примыкал придел во имя святого пророка Илии, построенный в конце лета 1713 года, с запада – трапезная. Обилие воздуха, света и художественной красоты создавали редкое для православных церквей торжественное настроение.

В итоге, после окончания строительных работ, внутри монастыря находились добротный двухэтажный каменный дом со всеми удобствами, две церкви, одна из которых была теплой, другая – собором, колокольня находилась над святыми вратами. Собор утопал в зелени роскошного регулярного сада с множеством плодовых деревьев, из которого узкая тропинка вела к реке, омывавшей обитель с двух сторон. Тогда же было преступлено к обнесению монастыря высокой каменной оградой, длиной 410 метров, толщиной 2 метра, с амбразурами, из которых на пасху производились пушечные выстрелы. Ограда образовала четырехугольник с тремя островерхими восьмиугольными башнями по углам, увенчанными высокими шатрами и флюгерами, с монументальными воротами главного входа. С внутренней стороны в ограде были устроены глубокие ниши, по верху которых размещалась обходная галерея. Ограда производила впечатление военно-оборонительной. Такими мощными стенами монастырь пытался оградиться от «непозволительно» любопытства горожан. Действительно, обители было что скрывать. Дело в том, что в северной части крепостной стены скрывались страшные застенки и темницы для ослушников государя и святой церкви – каменные мешки шириной 71, длиной 106 и высотой 177 сантиметр, с двумя узенькими окошечками, выходящими на монастырский двор. Вход к ним вел через шестиаршинные коридоры.

Еще мрачнее были подвалы под башнями и хозяйственными службами, куда не попадало ни одного солнечного луча. Одним словом, по воле правительства эту тихую обитель обратили в лобное место, где подчас разыгрывались кровавые сцены, истязания и убийства, где постоянно творилось насилие над жизнью, где воздух был полон страданием и мукой, где кроме колокольного звона раздавалось бряцанье оружия и лязг кандалов и где кроме божественного пения, слышался свист кнута, стоны и проклятия заключенных. К сожалению, история этой обители приоткрыла только несколько своих страниц, связанных с судьбами ее узников, попавших в застенки. Многое так и осталось скрытым от человеческого взора.

В ноябре 1687 года шведский посланник при московском дворе Христофор Кохен сообщил в Ригу королевскому сенатору и ливонскому генерал-губернатору Я.И.Гастферу о том, что полковник Л.И.Самойлович (Самуилович), старший сын бывшего украинского гетмана, пытан в Севске и там же казнен за распространение «неуместных речей» о царевне Софье Алексеевне и гетмане Мазепе. А отец и младший брат покойного были отправлены в ссылку, в город Пустоозерск. Оказалось, что Иван Самойлович был малороссийским гетманом с 1672 года. Спустя 15 лет группа полковников, подученных Мазепой, подала на него донос, обвиняя в намерении отделить Малороссию от России. Донос был доставлен фавориту царевны В.В.Голицину. Когда об этом узнала Софья Алексеевна, то приказала немедленно арестовать гетмана и отправить его в ссылку. Его конфискованное имущество было поделено между царской казной и восприемником Самойловича – Мазепой. Напрасно сын отрешенного гетмана пытался очистить светлое имя отца от клеветы и восстановить его на прежнее место. Эта борьба как видим привела к трагическому исходу.

Имя И.С.Мазепы выплыло и в страшной истории по ложному обвинению и гибели видных украинских казачьих деятелей – наказного гетмана В.Л.Кочубея и полтавского полковника И.И.Искры. Документы свидетельствуют, что к этой трагедии оказался причастным «бродячий монах Никанор», который по злой иронии судьбы был иеромонахом Севского Спасо-Преображенского монастыря. Все началось жарким июльским днем 1707 года, когда отец Никанор (в миру Никифор Степанович Домбровский) со старцем Трифилием и одним крестьянином из подмонастырской слободки Лукинки, направился на богомолье в Киево-Печерскую Лавру. Обратно возвращались через Батурин. Отдыхавших за городом возле земляного вала монахов заметил местный казак. Полюбопытствовав, кто они и откуда, посоветовал обратиться к наказному гетману В.Л.Кочубею, который к странникам всегда был милостив и щедр. Но сразу идти к гетману монахи не решились и отправились к вечерне в церковь в честь Введения Господня, где их увидела гетманша Любовь Кочубей. Узнав, что те возвращаются с богомолья в родной Севский монастырь, пригласила поужинать и заночевать, наказав сопровождавшему ее челяднику Иванову довести богомольцев до дому. Утром, поблагодарив хозяйку за гостеприимство, монахи отправились в обратный путь. На базаре, где покупали харчи, их нашел запыхавшийся Иванов и заявил, что пан гетман зовет к обедне в свою домовую церковь. Пришлось отслушать обедню и отобедать с гетманским сыном Василием. Узнав, что В.Л.Кочубей лег отдыхать, тихонько покинули светлицу. Но выбраться из Батурина не довелось и на этот раз. Проснувшийся гетман хватился гостей и, узнав, что те ушли, послал за ними вдогонку. Нашли паломников у переправы. Оказалось, что В.Л.Кочубей не успел их одарить. Получив богатые подарки, монахи стали прощаться, но подошедший Василий Леонтьевич забрал свои дары, сложил их на столе светлицы и, накрыв ковриком, наказал, что бы были на следующий день на заутрене и обедне. После обедни иеромонаха позвали к гетману. Здесь же находилась и его супруга. Строго допытываясь у Никанора, кто он и откуда, будто видел впервые, неожиданно спросил можно ли ему доверять. Тот, перекрестившись на образа, ответил утвердительно. В разговор вмешалась Любовь Кочубей и начала бранить Мазепу. Опешивший монах не выдержал: «За что генерального гетмана браните? Какой он беззаконник?». Их полный ответ монах позже привел в расспросном листе Сыскного приказа: «Хотел он, гетман, их родную, а свою крестную дочь, взять за себя замуж, а они, де, ее за него не дали для того, что она ему – крестная дочь и он, де, гетман, тое их дочь, зазвав к себе в гости, изнасиловал блудом». Отослав мужа во двор к челобидчикам, которых собралось не мало, гетманша, взяв Никанора за руку, привела в сад, рассказывая по дороге, как Мазепа, будучи на именинах Василия Леонтьевича, все допытывался, почему они за него не отдают свою дочь Матрену. На это она, Любовь и ответила: «Полно тебе коварничать! Не только ты дочь нашу изнасиловал, ты и с нас головы рвешь». Заканчивая такой тяжкий для обоих разговор, Любовь произнесла: «Если бы великий государь шел через Батурин, я бы сама на Мазепу побила б челом и обо всем донесла». После сытного обеда В.Л.Кочубей щедро одарил севских монахов и, дав роспись имен, за которых просил молить Бога, пообещал дать Спасскому монастырю лошадей, коров и овец. Никанору же наказал, чтоб тот и впредь не забывал приезжать в Батурин со своим настоятелем.

Вернувшись в Севск, монахи обо всем виденном и слышанном рассказали архимандриту Игнатию. Но тот ехать к Кочубею отказался наотрез, заявляя, что ведает делами лишь духовными. Однако счел нужным послать наказному гетману божье благословение с письмом, заздравными просвирами и шестью печеными хлебами. Подарки повезли все те же монахи, Никанор и Трифилий с двумя крестьянами из слободы Демьяновки. В Батурин прибыли 26 августа того же 1707 года. В благодарность за просвиры и хлеб, каждый получил по куску холста, польского полотна, по два полотенца и деньги. Были накормлены и определены на ночлег в одной из светлиц. Но не успели монахи разложиться на отдых, как вошедшая пожилая казачка, улучив момент, шепнула Никанору, что его ждет к себе пан гетман, когда «у его светлицы людей не будет». Василий Леонтьевич встретил иеромонаха словами: «Мочно я тебе в тайном слове верить?». Тот согласно кивнул: «Да…». Но гетман все же заставил его целовать крест. И только после этого сообщил, что Мазепа хочет изменить великому государю и «отложиться к ляхам». Затем приказал иеромонаху отправить Трифилия с крестьянами обратно в Севск, а самому, не мешкая, ехать в Москву и донести об измене боярину И.А.Мусину-Пушкину. Получив семь рублей золотом, тот на наемных подводах тотчас же уехал в «белокаменную». До Москвы Никанор добрался 15 сентября. Остановился на монастырском подворье. Передохнув часок от дальней дороги, направился в Преображенский приказ, где подьячему Алексею Томилову заявил: «За мной государево дело!». И вскоре состоялась его встреча с князем Ф.Ю.Ромодановским, ведавшим всеми тайными делами Российской империи.

Узнав о доносе, Мазепа решил захватить Кочубея и Искру, так же сообщившего царю о истинных замыслах генерального гетмана. Те пытались скрыться, но были задержаны русскими офицерами и отвезены в Витебск. Зловещая машина Российского правосудия с его допросами и пытками закрутилась с бешеной скоростью. Мазепе и его влиятельным покровителям из Москвы удалось очернить этих страдальцев в глазах Петра-I. Они были арестованы и, по глухому и упорному преданию, сидели в Севской монастырской тюрьме, где потом долгое время хранились цепи этих узников. Казнили Кочубея после страшных пыток 15 июня 1708 года в местечке Борщаговка, близ Белой Церкви. Годом позже – И.И.Искру. Были арестованы их жены с детьми. Отняты поместья. И только после открытого перехода Мазепы на сторону шведского короля Карла-XII на всю Россию прогремели имена верных своему народу В.Л.Кочубея и И.И.Искры, оклеветанных гетманом-изменником. Тела мучеников были перевезены и захоронены в Киево-Печерской Лавре. История умалчивает о дальнейшей судьбе севского иеромонаха Никанора, не сообщает, какие мысли и чувства будоражили его душу при известии о гибели безвинного В.Л.Кочубея. Кто знает, может, и он глубоко раскаивался, что не отправился сначала к боярину И.А.Мусину-Пушкину. Ведь колесо истории могло повернуться в обратную сторону…

В 1764 году все значительные вотчины и угодья Севского Спасо-Преображенского монастыря, как и других святых обителей, были переданы в ведение коллегии экономии. Согласно расписанию епархий российской церкви, утвержденного Екатериной-II 14 июня 1764 года, города Севск, Брянск, Трубчевск, Карачев, Рыльск, Путивль, Орел и Кромы составили Севскую епархию. Указом синода 26 июня местом резиденции этой епархии («Архиерейского дома») определялся Севский Спасо-Преображенский монастырь, что фактически знаменовало потерю им своей самостоятельности. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Иакинф Карпинский (1761-1767 год), выпускник Харьковского и Киевского духовных училищ, принявший монашество в 1744 году. За отличное знание латинского языка его называли Цицероном и уважали за ученость, которую он доказал, изданием своих проповедей. Архиерейским Домом бывший монастырь пробыл до 1819 года, когда архиепископ переселился в Орловскую Успенскую обитель. С тех пор он стал подворьем Севского Троицкого девичьего монастыря. В нем размещали престарелых и больных монахинь. В декабре 1918 года монахинь потеснили воспитанники детского дома №1, разместившиеся в двух корпусах Спасского монастыря. Остальные помещения заняла, вместе с земельными участками, коммуна «Роза Люксембург». Удрученная таким натиском коммунаров, коллегия Севского уездного отдела народного образования постановила 26 февраля 1920 года «ходатайствовать перед губисполкомом о предоставлении всего Спасского подворья с постройками, землями и угодьями для устройства детского городка, дабы разгрузить дома, находящиеся в городе». Это ходатайство было утверждено и поддержано губисполкомом 29 апреля, постановившим всех монахинь переселить в Троицкий монастырь, а отделу народного образования «немедленно взять таковой в свое ведение и следить за полным сохранением всех зданий и хозяйства, приспособивши все для интерната». Окончательно же Спасо-Преображенский монастырь был закрыт 21 января 1921 года. Его опустевшие здания были заняты детколонией до середины лета 1929 года, потом на смену ей пришел Стрелецкий совхоз, доломавший и разоривший то, что не успела несмышленая детвора. В 50-х годах уцелевшие и почти потерявшие свой первоначальный облик помещения бывшей обители приспособили для школы интерната. В настоящее время (2010 год) на территории бывшего монастыря находится севская общеобразовательная школа-интернат.

Источник информации:
1. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. – Брянск:
Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1999г. 442с.

» Описание Спасо-Преображенского монастыря | 2 | «

Hosted by uCoz