Главная страница

Брасовский р-н, Пчела (2)
Брасовский район. Поселок Пчела. Казанская Богородицкая Площанская пустынь. 

К началу XX века Площанская обитель была одной из самых известных в епархии. В ней проживало около 300 монахов и послушников, которые поддерживали хозяйство монастыря в идеальном порядке. Пустынь имела кирпичный и свечной заводы, пчелиную пасеку на двести ульев, кузницу, слесарную и бондарную мастерские, мельницы, квасоварни, хлебопекарни. Здесь широко использовались паровые машины, молотилки и другие производительные силы труда. Но не только своим богатством и образцовым хозяйством было знаменито это святое место. Площанская пустынь была известным центром духовного развития России. С ней связаны имена оптинских старцев, учеников Паисия Величковского Льва и Макария, святителя Игнатия. Старец Игнатий (в миру Иванов Михаил Николаевич) родом из дворянской семьи Орловской губернии. Детство его прошло вблизи Лаврентиева монастыря в окрестностях Калуги. Осенью 1810 года он приехал в Площанскую пустынь на богомолье, здесь и остался, решив посвятить свою жизнь Богу. Его духовным наставником стал отец Афанасий (Захаров). Здесь он впервые встретил старца Леонида (Льва Наголкина) и позднее перебрался в Оптину пустынь. К Площанской пустыни навсегда сохранил любовь в своем сердце.

Василий Кишкин принадлежал к тому миру иночества, который известен своей высокой духовной жизнью, истинно монашеским образом жития. Достаточно сказать, что такие знаменитые в иноческом мире лица, как Леонид Оптинский и Филарет Глинский, были учениками и духовными детьми отца Василия. Самое начало возрождения старчества в России, столь прославившего впоследствии Оптину пустынь, положено было при старце Василии в Белобережской пустыни, ибо здесь ученики Василия, избрав Старца, повиновались ему, как Христу. Слава о старце Василии дошла до самых окраин Руси. Могила старца иеромонаха Василия находится в Площанской пустыни возле бывшей Казанской соборной церкви. Надпись на памятники гласила, что скончался он в 1831 году, 27 апреля, на 86 году от рождения. В Площанский монастырь ездили со всех концов Руси знаменитые и простые люди для молитвы, исповеди и духовного совета. Каждого посещающего монастырь вели в общую трапезу, предлагая ему свой хлеб и все то, что приготовлено для братии. Всем посетителям преподносили ручной работы, искусно выполненные тарелки, блюдца, ложки. Духовные уроки, примеры и впечатления выносили паломники из монастырских стен.

История Площанского монастыря была прервана в годы революции. В 1919 году местная власть предложила коммуне «Пчела» Севского уезда использовать хозяйство Площанского монастыря. Для жилья коммунаров были переделаны монастырские гостиницы. Коммуна быстро распалась, успешно развалив монастырское хозяйство. 2 августа 1924 года монастырь был закрыт, все имущество реквизировано, церковная утварь из серебра превращена в лом и передана в металлический отдел Наркомфина. 28 июня 1925 года в Брасове проходил судебный процесс над последним игуменом Площанского монастыря Никодимом Спиридоновым. Суд постановил повергнуть его 6-месячному тюремному заключению, но, принимая во внимание его крестьянское происхождение и короткий срок службы игуменом, заключение постановили заменить штрафом в 100 рублей и назначить трехлетний испытательный срок. В 1932 году тридцать площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. В последующие годы были разрушены две церкви. Казанский собор просуществовал до 1961 года. Новая волна репрессий против церкви, нахлынувшая в 60-е годы, решила судьбу этого величественного сооружения. По распоряжению председателя местного колхоза собор был отдан на слом, а щебенка от него была использована на покрытие дорог. Церковь во имя Сошествия Духа была закрыта в том же 1961 году, затем разграблена. До последних лет уцелевшие два здания монастыря использовались под хозяйственные нужды, в келейном корпусе располагалась школа.

Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения. Прошли годы безверия, и сегодня мы возвращаемся к своим духовным истокам. В 1994 году Русской Православной церкви возвращена Площанская пустынь. 22 октября в пустынь пришли игумен Сергий и с ним четыре монаха, чтобы вновь, как не раз бывало в истории монастыря, возродить эту святую обитель. Прежде цветущая обитель встретила их печальными руинами. Поселились они в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. Вскоре в обитель были переданы сохраненные местными жителями первая и вторая копии с чудотворной Казанской иконы, верующие стали возвращать монастырские книги и иконы. Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: восемью коровами, лошадью, курами, огородом. В отданном монастырю огромном фруктовом саде установили пасеку с 40 ульями, поставили дом с хозяйственными постройками. Теперь у монахов появился свой мед, которым они охотно делились с приезжающими паломниками.

В 1996 году монахам была отдана часть школы, занимавшей бывший братский келейный корпус, тогда как в другой части здания проходил учебный процесс. Так продолжалось до 1998 года, когда после ремонта весь корпус вновь заняли монашествующие. В 1997 году была возведена изящная деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца на древнем целебном источнике у Площанского озера. В том же году отремонтировали половину игуменского дома и заселили ее. Очистили подвалы этого дома и устроили там мастерские: столярную и пчеловодческую. В 1998 году был произведен капитальный ремонт в бывшем домике старца Германа, и спустя 75 лет он вновь принял монашествующих. В том же году стали возводить церковь во имя Покрова Божией Матери. Строительство ее было закончено в августе 1998 года. Одновременно были произведены работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. В 1999 году был отстроен дом казначея, и началось строительство на хозяйственном дворе: дровника, гаражей, фермы, экономических келий и других необходимых построек.

Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году – южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей. В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) – последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами. В апреле 2002 года произошло радостное событие - поднятие из под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви.

Источник информации:
1. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. – Брянск:
Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1999г. 442с.
2. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с.
3. http://www.ploschan.debryansk.ru – Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь

» Фотоальбом | 1 | «

Hosted by uCoz