Главная страница

Брасовский р-н, Пчела (1)
Брасовский район. Поселок Пчела. Казанская Богородицкая Площанская пустынь. 

Богородицкая Площанская мужская пустынь находится на реке Березне в 12 километрах от села Брасова. Расположена на возвышенном плоском месте, на берегу живописного озера. Свое название получила по главному храму в честь Казанской Пресвятой Богородицы, а так же по наименованию Площанского озера. Точную дату основания пустыни определить невозможно, так как возникла она в то время, когда в таинственных лесных дебрях ютилось бесчисленное количество монастырей, пустыней и отдельных монашеских скитов, на которые не требовалось никакого разрешения церковного начальства. Многие из них начали и закончили свою историю в полной безызвестности для мира. Площанская пустынь стала достойным исключением из общей судьбы лесных скитов. Маленькая, затерянная в лесах обитель смогла вырасти и стать впоследствии, на ряду со знаменитой Оптиной пустынью, одним из известнейших центров православной духовности в России и одним из крупнейших образцовых хозяйств в Европе. Сохранились сведения, что пустынь существовала уже в XVI веке. При прохождении в Москву ее разорили поляки. Возобновлена по окончании Смутного времени. При этой пустыни были великие леса. На заре ее зарождения в горе, при источнике, называемом «Площанский колодезъ», жил иеромонах Прокопий. По происхождению грек, отчего был назван Гречаниным. Постригался Прокопий в Киево-Печерской лавре. Придя из Киева, облюбовал себе это место для иноческой жизни. По примеру Киевских пещер выкопал в земле келью, для совершения молитв построил над источником часовню. Позднее к нему присоединились еще два монаха из разных монастырей. Прокопий нашел в развалинах прежней пустыни резную икону Святителя и Чудотворца Николая во весь рост. Он перенес ее в часовню, куда три пустынножителя сходились на молитву.

Затем Прокопий обратился к Московскому патриарху с просьбой выдать храму «храмозданную грамоту» для строительства церкви во имя Казанской Пресвытой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и о возобновлении на этом месте святой обители. Получив грамоту, иеромонах Прокопий в 1620 году построил деревянное здание церкви и по благословлению святейшего Патриарха был утвержден первым строителем пустыни. После освящении церкви обитель стала называться Богородицкой Площанской пустынью. Возобновленной обители царь Михаил Романов послал две иконы: во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы Казанской. Монахи всегда почитали сей дар не менее «чем от руки Господни» и неустанно об этом проповедовали. После построения и освещения церкви число иноков стало быстро увеличиваться. Все это возбудило недовольство у местных крестьян, которые во главе с крестьянином Рыбальским, по прозвищу Чертовым, стали нападать на обитель, оскорблять иноков, учинять разбои, требуя освободить занятую землю. Эти распри длились в течение трех лет. Обиды заставили отца Прокопия вторично идти в Москву и просить заступничества у царя. Михаил Федорович «пожаловал» обители землю, находящуюся вокруг нее, в вечное пользование. Отец Прокопий, управляя Площанской пустынью около тридцати лет, неустанно заботясь о ее благоустройстве: строил здания для монастыря, приобритал необходимую церковную утварь, ризы, книги. Прокопий скончался в 1655 году, в возрасте 70 лет и был похоронен возле построенной им церкви. История не сохранила имен всех приемников иеромонаха Прокопия. Довольно известным из них был иеромонах Антоний. Прежде всего Антоний прославился своим пророчеством. Перед свими учениками неоднократно повторял: «Верую…, что после нас будет на сем месте великая обитель на прославление имени Божия». Монашиствующая братия и по сей день хранит в памяти имя Антония, как великого провидца, предсказавшего за несколько веков вперед славную судьбу незначительной обители, пришедшей к процветанию и широкой известности. Антоний родом из города Болхова, сын дьякона, иноческий сан принял в Одринском монастыре. Управлял Площанской пустынью с 1690 года. В 1709 году Антоний просил у царя Петра-I указ на строительство новой церкви во имя Казанской Божьей Матери, вместо прежней обветшавшей. Церковь была выстроена и освещена в 1715 году. Вскоре после освящения церкви иеромонах Антоний оставил настоятельство и удалился на покой в Николо-Одринский монастырь, где был зверски убит напавшими на монастырь разбойниками.

Следующую страницу истории правомерно называть этапом разорения обители. По времени она совпала с «запретительными указами» высшего правительства, которые способствовали сокращению монастырей и уменьшению числа монашествующих. Многие из монастырских настоятелей, действуя в интересах своих обителей, не выполняли «запретительных указов», за что подвергались различным взысканиям и даже телесным наказаниям. Представители же Духовных Правлений стали послушными исполнителями предписаний, способствовали закрытию бедных монастырей. Именно так поступил архимандрит Варлаам. Некоторое время он управлял Площанской пустынью, затем по решению Святейшего Синода был назначен архимандритом Севского Спасского монастыря. В первый же год своего настоятельства, будучи председателем Севского Духовного Управления, Варлаам направил в Москву прошение о ликвидации Площанской и Борщевской пустыней, по причине их малочисленности и крайней бедности. Варлаам силой заставил подписать монахов прошение, а тех, кто отказывались, сажал на цепи в грязь и бил плетьми. Не сомневаясь в успехе своего ходатайства, Варлаам перевез в Спасский монастырь все имущество и архив Площанской пустыни. Монахи Спасского монастыря забрали весь хлеб и скот. Местные крестьяне, пользуясь запустением обители, сожгли скотный двор, монастырскую гостиницу и на монастырской земле построили свои избы. В таком положении пустынь находилась в течении двух лет: имущество увезено, постройки сожжены разломаны, все, хранившиеся в пустынской ризнице указы, грамоты, летописи вывезены, монахи выдворены из стен родной обители. С 1711 года Площанской пустынью управлял иеромонах Леонтий, в мире Лаврентий Королев. Он был купеческого звания, родом из Севска. Леонтий оставил запись о том, каким было хозяйство обители в то время: «… и денежного и хлебного жалования нет, и пашенной земли и сенных покосов, и мельниц и рыбных ловель и никаких оброчных статей, и лошадей и коров и иной скатины нет, а кормимся местным подаянием и от своих трудов». Отец Леонтий занялся строительством мельницы, в которой очень нуждалась обитель. Озеро, близ пустыни, укрепили сваями, устроили плотину и на нем поставили мельницу.

Однако дело разрешилось не в пользу упразднения двух пустынь, а объединения их в одну. В 1725 году все монахи Борщовской пустыни переведены в Площанскую. Настоятелем назначили отца Тихона, бывшего строителем Борщовской пустыни. Отец Тихон был родом из Болхова, купеческого звания, довольно образованный, умный, предприимчивый, хорошо знавший законы. Прежде всего, новый настоятель занялся возвращением земель обители. Он отправился в Москву и подал челобитную на крестьян, занявших монастырскую землю. В течении десяти лет длились судебные разбирательства. Площанские монахи даже обращались к императрице Анне Иоановне. В результате пустыни были возвращены ее исконные земли. Известно, архимандрит Варлаам за свои неблаговидные дела был переведен в другой монастырь. Пустынь постепенно возрождалась. Отец Тихон вновь завел службы, пение, особые ежедневные акафисты, устроил библиотеку, ризницу, построил кельи и гостинный двор, заготовил материалы для строительства новой каменной церкви. Постройку цуркви настоятелю не удалось осуществить, так как он скончался в возрасте 70 лет и был похоронен «при горестном плаче братии». Приемником Тихона стал знаменитый в летописях Площанской пустыни иеромонах Иоасаф. Он был подлинно верующим, богобоязненным русским человеком, образцом высокой нравственности и мудрости. Его духовность являлась источником, питавшим и укрепляющим веру Площанской братии. Иоасаф был родом из дворян, в возрасте 16 лет ушел в Николо-Одринский монастырь, где получил пострижение в монашество. Затем, по примеру древних подвижников, поселился в Брянских лесах. По просьбе отца Тихона он перешел в Борщевскую пустынь, где был посвящен в иеромонаха. Когда отец Тихон был назначен строителем Площанской пустыни, Иоасаф пришел вместе с ним и помогал в благоустройстве разоренной обители, в управлении братией, делил с учителем все беды и радости.

В течении пяти лет своего настоятельства Иоасаф привел Площанскую обитель в образцовое состояние. В 1746 году освящен законченный строительством новый каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. В то же время заложил новую церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая была закончена его приемником Пафнутием и освещена в 1754 году. Вместо деревянного трапезного корпуса построил каменный, пополнил священными принадлежностями ризницу, а церковную библиотеку служебными и назидательными книгами. Все монастырские строения обнес деревянной оградой. Строительство велось в основном на средства обители. Отец Иоасаф среди своих современников пользовался высоким авторитетом. «Слава его духовной мудрости и строгой подвижнической жизни прошла далеко за пределы края, в котором он подвизался: о нем знали от Москвы до Киева и отовсюду стекались под его духовное водительство желавшие вести иноческую жизнь». Но любивший уединение, Иоасаф отказался от управления пустынью и ушел в «излюбленные им брянские дебри», где провел двадцать лет своей жизни, изредка навещая Площанскую пустынь. Но и в лесу он не нашел уединения, лесное подвижничество только усилило славу старца. К нему шли за духовным советом и молодые и пожилые люди, обращались за пострижением. И Иоасаф последовал словам Спасителя: «Грядущего ко Мне не изжену вон». К своей лесной келье пристроил другую для послушников и учеников. Полагаясь на свою проницательность и жизненный опыт, отбирал людей, способных на пустынножительство, и, постригая их, отправлял в Площанскую пустынь. Постриженников было так много, что Площанская обитель не могла вместить всех, и многие из них шли в Полбинскую пустынь, Рыльский Николаевский монастырь и другие обители. Ближайшими его учениками были монахи Андроник и Пионий, первый из них впоследствии стал иеромонахом Площанской пустыни, а второй – иеродиаконом Московской Давидовской пустыни. Своими действиями Иоасаф возбудил негодование духовенства ближних сел, на него посыпались жалобы в консисторию, закончившиеся тем, что его взяли и привезли в Севск, как нарушителя закона. На его поимку был отправлен вместо обычного пристава подканцелярист Василий Алексеев с командой солдат. В то время в Севске находился епископ Севский и Брянский преосвященный Кирилл, пожелавший увидеть арестованного отца Иоасафа. «И вскоре приведен старец, изнуренный строгой иноческой жизнью, со впалыми глазами, в оковах, от тяжести которых едва передвигал ноги». Тронутый видом старца, преосвященный Кирилл не смог удержать слезу. Он велел освободить его и оставить в Площанской пустыни. Скончался Иоасаф на 74 году жизни, в 1766 году, и был погребен под жертвенником в приделе Святителя Николая. Акт пострижения Иоасафом в монашество был признан епархиальной властью.

Значительный след в истории обители оставил отец Серапион. За тридцать лет своего правления (1777–1807 год) он привел в образцовый порядок все хозяйство Площанской пустыни. В первые годы своего наместничества построил каменную ограду вокруг монастыря «с крупными башнями в древнем вкусе» и установил надвратную церковь во имя Всех Святых на средства обители. Освящена в 1783 году. Грамоту на освящение церкви выдал преосвященный Амвросий. Вместе с тем, в знак своей любви к этой пустыни и на благословение ее, он передал в подарок клобук (принадлежность облачения монаха, надеваемая на голову) патриарха Филарета. Клобук этот был найден в ризнице Крутицкой епархии. К самому клобуку была пришита ситцевая ленточка с надписью: «Посылается сей патриарший клобук от преосвященного Крутецкого епископа Амвросия на благословление в Площанскую пустынь». Таким образом, спустя многие годы клобук патриарха Филарета, первым благословившим Площанскую пустынь, был подарен в признанную им обитель. В эти годы в монастыре было сделано множество хозяйственных построек, начато разведение большого фруктового сада. Во время размежевания земель Серапион исходатайствовал в 1779 году из Орловской межевой конторы план и книгу на монастырскую землю (2645 десятин 154 сажени). Проложил к обители дороги и обновил межевые знаки. Скончался отец Серапион в обители и был похоронен, по завещанию, рядом со своим учителем Иоасафом. В 1815 году в Площанской пустыни возводится церковь во имя Сошествия Святого Духа. Строилась она на пожертвования. Самый большой вклад сделан карачевской помещицей Марией Афанасьевной Веревкиной и ее детьми. В 1820-х годах начата перестройка соборной Казанской церкви с двумя приделами на средства госпожи Гладкой, известной впоследствии под именем Алимпиады, монахини Севского девичьего монастыря. Она пожертвовала огромную по тем временам сумму в сорок тысяч рублей. Таким образом к концу XIX века в Богородицкой Площанской пустыни было выстроено четыре каменных церкви, вся территория обители была обнесена «зубчатой стеной», по углам которой возвышались башни со шлемовидными главками. При подъезде к обители главные ворота были украшены высокой надвратной церковью Всех Святых с крупной шлемовидной главой. От ворот, липовая аллея, которая была закрыта деревянными мостками, подводила к главной соборной Казанской церкви. Храм был украшен «наружным писанием», внутри имелись росписи на столбах, стенах, потолке. Собор имел богатый четырехъярусный иконостас 1856 года, а сверху от купола спускалась большая в сорок свечей люстра из накладного серебра. В иконостасе в первом ряду стояла чудотворная икона Казанской Божьей Матери – главная святыня пустыни, подаренная царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом. Богоматерь изображалась «… в богатой серебреной, позолоченной ризе, на челе Божьей Матери утверждено бриллиантовое украшение, в котором бриллианты в три ряда, а в средине большой изумруд; около лика Богоматери, на ризе края обнизаны крупным жемчугом; слова написаны на финифти; вокруг иконы обложены серебром изображения чудес, бывших от Казанской Божей Матери». Каждый год 9 мая и 8 июля (по старому стилю) с этой иконой устраивались крестные ходы по ближним селам.

В соборной церкви находилась ризница и богатая библиотека, которая насчитывала более 500 томов печатных книг. Южнее собора возвышается церковь во имя Сошествия Святого Духа (единственная сохранившаяся до наших дней). Она тоже была украшена «стенным писанием». Среди икон этой церкви находилась вторая пожалованная царем Михаилом Федоровичем, икона Всемилостивого Спаса. Трапезная церкви соединялась в высокой в 59 метров четырехстолпной колокольней, украшенной боевыми часами. Колоколов было 11, праздничный весил 96 пудов. Звон Площанских колоколов слышан был даже в Севске. Между этими монументальными храмами стояла небольшая холодная однопрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Все церкви были окружены десятью корпусами братских келий. У западной стены располагался настоятельский корпус в два этажа, с фруктовым садом, рядом каменное здание просфорни. У северной стены, позади храмов, рядом с воротами, ведущими к берегу озера, находилась братская трапезная с кухней и большой кладовой в цокольном этаже. Она также была внутри «изукрашена священным писанием». За северной стеной разместился огромный фруктовый сад, здесь же находилось и монастырское кладбище. Западная стена монастыря была прорезана высокими воротами, выводящими на берег прекрасного Площанского озера. Озеро было перегорожено плотиной, и здесь же стояла мельница. Далее шел ряд построек: баня, кузница, маслобойня, прачечная. Все хозяйственные постройки были вынесены за стены обители. С южной стороны примыкали каменные корпуса конного двора с сеновалом и сараями. В них находилось до шестидесяти лошадей. За ним был устроен скотный двор на двести голов скота. Через дорогу от скотного двора располагался огород. При подъезде к монастырю, напротив Святых ворот, к концу XIX века, были выстроены два деревянных и три каменных одноэтажных корпуса гостиницы. Во второй половине XIX века Площанская пустынь имела свою иконописную мастерскую. Известны имена монахов-живописцев: Савватия и Алимпия. Савватий был выпускником Киевского народного училища, Алимпий – Санкт-Петербургского. Главная святыня Брянского Петропавловского женского монастыря – икона Казанской Божьей Матери была написана в иконописной мастерской Площанской пустыни. Об этом гласила надпись на чеканной ризе. Икона прославилась своими чудесами и исцелениями, находясь в Петропавловском монастыре.

» Продолжение описания Площанской пустыни «

Hosted by uCoz