Главная страница

Брянский р-н, Хотылево усадьба (1)
Брянский район. Село Хотылево. Усадьба Тенишевых. 

Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В XIX веке усадьба перешла в собственность князя Тенишева. Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» (ныне Брянский машиностроительный завод). Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции. Вскоре В.Н.Тенишев стал крупнейшим Российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей. Кроме практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации «Свободной школы» в Петербурге. Жена хозяина усадьбы - Мария Клавдиевна Тенишева - была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. В.Н.Тенишев дал жене не только княжеский титул, но и духовную опору, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы, художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла ремесленную школу в Бежице и вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылеве. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основном расположении, так и до мельчайших деталей, являются продуктом ее творческого труда. «Все воображение, а главное энергия, которую я вложила в создание Хотылева и широкая деятельность моя в Бежице не могли уже более замереть во мне. Прилив здоровых сил снова и снова толкал меня к новому творчеству, к новому труду», - писала в своих «Впечатлениях моей жизни» Мария Клавдиевна Тенишева. В столице, Хотылеве и в Талашкине М.К.Тенишева была окружена видными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, К.Коровин и другие. Некоторые из них посещали ее в Хотылеве и работали здесь. В Хотылеве М.А.Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К.Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали». В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е.Репин. Он написал здесь несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к деснянской красоте, открывавшейся здесь взору. С И.Е.Репиным М.К.Тенишеву связывала многолетняя дружба. Великий художник был увлечен идеей М.К.Тенишевой об организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсов для учителей рисования. К лучшими произведениям художника относятся многие портреты Тенишевой.

Усадебный парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К.Тенишевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви, построенной Фаддеем Тютчевым в 1763 году, парк спускается по крутому склону берега к водному зеркалу Десны. Натурные исследования парка, проведенные в 1960-70 годах заслуженным архитектором РФ В.Н.Городковым, позволили дать архитектурный анализ территории, выявить особенности и достоинства ландшафта, наметить пути его восстановления. В книге «Очерки архитектура Брянского края» (2006) В.Н.Городков пишет: «…планировка парка смешанная и состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку. Композицию парка «держит» поперечная аллея. Она связывает «Железные ворота» входа в парк с сельской площади и берег Десны с некогда бывшей там пристанью катеров. Перед усадебным домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины, через фруктовый сад, устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке. Дом был открыт в сторону сельской площади парадным «зеленым залом» - окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы в грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну. Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался «рыбный пруд» (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Внимательно посмотрев на план парка можно убедится, что его композиция логично сочетает регулярные устройства с «натуральными», четкие прямые аллеи, «зеленые залы» и «кабинеты» - с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции - это упомянутый выше «зеленый зал» цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял «Летний дом». Справа от партера располагались службы и фруктовый сад. Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома. Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям - однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской. Хотылевский парк - это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и «окнами» в зелени на реку и заречье, направляя внимание на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки «Летнего дома» открывался вид сверху на «рыбный пруд», нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки. Аллея лестницы торжественно показывает Десну «в упор» на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

«Все воображение, а главное энергия, которую я вложила в создание Хотылева и широкая деятельность моя в Бежице не могли уже более замереть во мне. Прилив здоровых сил снова и снова толкал меня к новому творчеству, к новому труду», - писала в своих «Впечатлениях моей жизни» Мария Клавдиевна Тенишева. Результатом ее творческого труда было создание прекрасного уголка на Брянской земле. Что и было выполнено. Парк является весьма неплохим и единственным в области парком внешних видов. Расположенный на склонах берега, он сочетал в себе планировочные приемы далекой эпохи русского барокко и более близким нам свободно-ландшафтным характером, размещением дорог, площадок и озеленения». К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. В глубоких зарослях парка еще пленяет взор руина арочного кирпичного моста через овраг, завораживают взгляд путешественника огромные туи и липы, ажурная решетка главного паркового входа, но с трудом отыскивается место высохшего рыбного пруда, видны еще остатки некогда великолепного лестничного каскада к Десне… Время вспомнить об усадебном парке пришло лишь в 1960-е годы, когда заслуженным архитектором России В.Н.Городковым впервые был обследован памятник ландшафтного искусства на берегу реки Десны, составлен его обмерный чертеж (книга «Очерки архитектуры Брянского края) и ландшафтно-планировочное описание. В 1983 году В.Н.Городков опубликовал очерк посвященный усадьбе и вплоть до своего ухода из жизни постоянно выступал в защиту парка…

Поперек аллеи, примерно в середине ее, располагался усадебный дом, который являлся планировочным центром всей территории. Одноэтажный и нарядный, он был построен во второй половине XIX столетия в духе загородных итальянских вилл эпохи Возрождения (с налетом той провинциальной декоративности, которой отличались западноевропейские постройки третьей четверти XIX века и которая давала повод называть этот стиль «венским ренессансом»). Дом проектировал архитектор Н.Д.Прокофьев под непосредственным влиянием М.К.Тенишевой. М.К.Тенишева вспоминает: «При въезде в усадьбу стояла красивая белая каменная церковь елизаветовских времен. Чтобы сохранить гармонию, пришлось построить дом приблизительно в том же стиле».

* * *

Николай Дмитриевич Прокофьев (1866-1913 год) в 1895 году окончил Императорскую Академию художеств с золотой медалью и получил звание классного художника первой степени по архитектуре. Это дало право быть отправленным за границу для усовершенствования в искусстве и изучения памятников архитектуры за счет казны («пенсионером», как говорили тогда). В результате двухлетней работы по обмерам Венецианского дворца дожей Прокофьев представил совету Академии блестяще выполненные чертежи, за которые был удостоен звания академика архитектуры. Еще раньше, с 1890 года, будучи студентом Академии художеств, Прокофьев работал на постройках Валаамского монастыря. Он самостоятельно произвел расчеты сводов и куполов Преображенского собора - главного здания монастырского ансамбля и представил их по курсу теории сводов. В результате этой работы им получено разрешение на проектирование и осуществление внутренней отделки собора. В 1897 году по проектам Прокофьева была построена в Тихвинском скиту церковь Тихвинской Богоматери на острове Вощаном, а в 1904 году на острове Святого Германа церковь Александра Невского. Н.Д.Прокофьев был членом общества акварелистов. Им создана серия акварелей посвященных Валааму. Ныне, построенные по проектам академика Прокофьева собор, храмы и другие сооружения на Валааме реставрируются, и Валаамскому ансамблю вновь придают былой блеск и величие. Хотылевский дом был сожжен во время войны.

Некогда над зеленым морем парка доминировал объем церкви Преображения Господня. Однако в 1934 году храм утратил свои изящные формы и долгое время находится в руинном состоянии. Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника «старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева». Раньше храм имел два алтаря – один во имя Преображения Господня и другой в честь иконы Казанской Божией Матери. В 1895 году приделы соединены. Стиль архитектуры этого редкого для нашего края памятника - Елизаветинского периода русского барокко - пышный, романтичный и трогательный. Обилие пилястр, витиеватых обрамлений, раскреповок, многопрофильных карнизов, закругленных рустованных углов и криволинейных стен, игра светотени в филенках и нишах придают памятнику большую пластичную нарядность и живописность, характерные для этого веселого и радостного стиля. Изысканный в пропорциях главный восьмерик храма был завершен купольной крышей. Четыре люкарни световых проемов, как ожерелье, обрамляли ее. Округло изогнутые грани крыши плавно переходили в основание еще одного светового барабана, стройного и изящного, устремленного вверх. Его четыре узких окна отвечали окнам люкарен. Он нес красивую, в форме вазы главу, на острие короткого шпиля увенчанную золоченым крестом. Таких же изящных форм была и колокольня, возвышавшаяся над западной частью церкви. В 1899 году Тенешевы продали Хотылевское имение графине Марии Николаевне Граббе, которая и владела им вплоть до 1917 года, а сами перебрались в Талашкино (Смоленская губерния), купленное еще в 1893 году у подруги Марии Клавдиевны - Екатерины Святополк-Четвертинской. С 1905 года, народные волнения затронули и Хотылево, был сожжен летний дом имения, в церкви во время службы разбросаны антиправительственные листовки. Россия, а вместе с ней и Хотылево, вступила в новую эпоху, а тенистые парки, красивые дома, пароходы на Десне стали лишь прекрасным воспоминанием... В 1943 году, во время освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков, немцы взорвали дом Тенешевых, церковь так же многое утратила в своем обличии...

Источник информации:
1. Городков В.Н., Очерки архитектуры Брянского края. – Брянск: ЗАО «Издательство «Читай-город», 2006. – 240 с., илл.
2. Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А., «Мария Тенишева: духовное наследие в Брянском крае». – Брянск, 2008. – 20 с., илл.
3. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с.
4. http://www.scilib.debryansk.ru – Брянская областная библиотека имени Ф.И.Тютчева. Проект «Исторические и памятные места Брянской области»

» Фотоальбом | 1 | «

Hosted by uCoz